Происхождение
Инструменты типа открытой продольной флейты присущи многим культурам мира. Материалы археологических раскопок и письменные источники подтверждают древность музыкальных инструментов как этого типа, так и других — свистковых флейт, многоствольных флейт и пр. Относится это в полной мере и к Волго-Уральскому региону, где фиксируются находки музыкальных инструментов, относящихся кo II веку до н. э. Так, например, открытая продольная флейта без отверстий была обнаружена при раскопках Такталачукского археологического комплекса (Татарстан). В кургане 3 Бишунгаровского могильника (Башкортостан) обнаружена костяная флейта с прямоугольным стволом и прямоугольным каналом для потока воздуха и извлечения звука с одиннадцатью отверстиями, датируемая IV—II вв. до н. э.[3] Археологические находки деревянных духовых инструментов в силу природы материала единичны. Имеющиеся в настоящее время сведения не позволяют установить место возникновения курая. Нельзя полностью исключать версию о параллельном развитии аэрофонов в различных регионах. Однако есть основания рассматривать и некоторые теории о его происхождении — южносибирско-алтайскую (тюркскую) и среднеазиатскую (иранскую). Южносибирско-алтайская теория связывает происхождение курая с культурой древних кочевников-скотоводов Южной Сибири и Алтая, которые в ходе Великого переселения народов переместились на запад. Среднеазиатская теория апеллирует к культурному влиянию тюркских народов Средней Азии, у которых имеются аналогичные кураю аэрофоны — каргы-тюйдюк, сыбызгы, чоор.
В целом уже к X веку на территории Волго-Уральского региона были представлены самые разные типы аэрофонов. Увеличивается их разнообразие, конструкция совершенствуется. Продолжается использование подобных музыкальных инструментов и в Волжской Булгарии.
Первые письменные упоминания о курае появились в XIII—XIV вв.
Тема происхождения и использования курая нашла своё отражение и в фольклоре, записанном в XIX — начале XX веков. Это, например, башкирский эпос «Акбузат», «Кара-юрга», «Заятуляк и Хыухылыу» и множество башкирских народных легенд и сказок. Так, в легенде «Курай» юноша пошёл навстречу услышанной мелодии и увидел, как тростниковое растение издаёт на ветру нежный мелодичный звук. Юноша срезал тростник, приложил его к губам и заиграл.